Конкур, или, как его еще можно назвать: бег с препятствием для лошади с всадником, - самый массовый, распространенный и популярный вид конного спорта. Смысл соревнований заключается в том, чтобы преодолеть все препятствия на поле, не разрушив их. 

Летом испытания проводят на специальной площадке – она должна быть ровной, равномерно покрытой травой, не иметь заболоченных мест. Зимой для этих целей служит манеж. Площадку – конкурное поле – огораживают и приступают к конструированию конкурных препятствий. Размер поля – 100x150 метров. Устроители соревнований стараются сделать конкур максимально зрелищным: поле украшают цветами, около препятствий размещают декоративные откосы, всадников одевают в яркие рединготы. Военнослужащие могут во время состязаний быть в военной форме. 

Подготовка к конкуру


До начала спортивного состязания, примерно за час, участники соревнований могут ознакомиться со схемой маршрута, которого они должны придерживаться во время прохождения дистанции. Путь всадника отмечают стрелками или сплошной линией. Нарисованная сплошная линия означает, что уклоняться от нее нельзя, а стрелки только лишь являются рекомендацией для всадника, то есть указывают направление движения. 

Препятствия для конкура на поле обязательно пронумеровывают, для чего справа от них устанавливают табличку с номером препятствия – так спортсмену легче ориентироваться. Для того чтобы всадник не перепутал, с какой стороны подходить к препятствию, справа от каждого барьера ставят красный флажок, а слева – белый флажок. При несоблюдении порядка преодоления препятствий всадник может быть исключен из соревнований. 

В некоторых случаях допускается и такое: всаднику разрешается самому выбирать маршрут и препятствия, но лишь частично. Судейство в таких соревнованиях также различно. 

Препятствия


bay_horse_jumping_crossrail_by_horsestockphotos-d51k8l5.jpg 
Для создания препятствий используют различные детали: жерди, заборы, херделя, стойки, калабашки и другие. Они позволяют регулировать высоту барьера – делать его выше или ниже. Детали закрепляют на препятствии таким образом, чтобы они при задевании легко разрушались. Лошадь или всадник в этом случае не получают травм или ушибов. 

Сами препятствия для конкура довольно разнообразны. Это и чухонцы – отвесные заборы, и оксеры – параллельные брусья, и каменные стенки, и другие конструкции из дерева. На поле могут быть оборудованы канавы с водой в сочетании с любыми преградами. Все препятствия делят на высотные (чухонец, крестовина, калитка, стенка), широтные (канава) и широтно-высотные (оксер, брусья, фазанья дорожка).  
  
Высота препятствий различная: они могут быть очень высокими, другие низкими. Количество препятствий не превышает 16, обычно же их 13-15. Некоторые из них по правилам соревнований необходимо преодолеть дважды. Высота их составляет от 100 см до 180 см, что зависит от класса соревнований.  Так, в высшем классе устанавливают препятствия высотой от 130 до 170 см и шириной от 140 до 220 см. В России проводятся соревнования разного класса: легкого, среднего, трудного и высшего, за успешное участие в которых спортсмены получают либо разряды, либо им присваивают звание мастеров спорта. 

Знакомство с маршрутом


За час до соревнований всадники имеют право выйти на поле и ознакомиться с установленными на нем  препятствиями. Это помогает спортсменам лучше выступить на соревнованиях. Каждый спортсмен продумывает, как быстрее преодолеть то или иное препятствие, как сделать поворот, где придержать лошадь, а где этого делать не нужно. 

Очередность выхода на конкурное поле определяется жеребьевкой. Те спортсмены, которым достались первые места, могут потренироваться на специальной площадке, где обычно установлено минимум барьеров. Через какое-то время объявляется начало соревнований, и первый участник выходит на маршрут. 

Начало соревнований 


ShowJumping1_zpsd0c900fe.jpg
Судейская коллегия занимает отведенные ей места. За порядком на поле следит один из судей, еще один встает с флажком у старта-финиша.

Если точка старта не совпадает с точкой финиша, то по одному судье встает и у старта, и у финиша. 

После объявления своей фамилии первый спортсмен выезжает на поле, приветствует судей и направляется к месту старта.
  
Сигнал к началу соревнований дается колоколом.

При пересечении всадником и лошадью линии старта судья у финиша резко опускает флаг, включаются секундомеры, отмечая время старта. 








Штрафные очки


При прохождении маршрута некоторые из препятствий могут быть частично разрушены, то есть может быть сбита одна из жердей. За это всадника штрафуют – снимают с него определенное количество очков, либо приписывают ко времени прохождения маршрута дополнительные секунды: по 4 на закрытых площадках и по 5 – на открытых. Если лошадь не смогла преодолеть препятствие и разрушила барьер своей грудью, время останавливают, а препятствие восстанавливают. Всадник штрафуется на 4 сек. После финиша судья объявляет, с каким результатом спортсмен прошел дистанцию и сколько он получил штрафных очков. 

Случается, что лошадь по каким-то причинам отказывается повиноваться всаднику. После второго неповиновения спортсмен исключается из соревнований. Очень важно, чтобы лошадь до начала соревнований и во время них не была ничем напугана. Это во многом зависит и от общей атмосферы, царящей вокруг конкурной площадки, поэтому зрителям категорически запрещается кричать и издавать другие громкие звуки. 

Штрафные очки назначаются и за обнос – за то, что лошадь свернула в сторону от препятствия, - 4 очка. За неправильное прохождение тройной системы, когда лошадь преодолевает только 2 препятствия, останавливаясь перед третьим (закидка), назначается 6 очков, причем всаднику необходимо пройти связку препятствий во второй раз, не совершив ошибки. 
Еще одно нарушение, за которое начисляются штрафные очки, вольт, означает, что лошадь пересекла собственный след. Исключение: подобные действия не принимаются за ошибку, если это было совершено при подходе к препятствию. Всадник может быть отстранен от дальнейшего участия в соревнованиях, если: ушел с конкурного поля пешком, за игнорирование сигналов судей и прочие неправильные действия. 

Победителем считается тот спортсмен, который набрал наименьшее количество очков. 

Рассказать друзьям:

Интересные статьи